Проблемы для российской экономики от отъезда IT-специалистов нельзя преувеличивать. Значительная часть представителей этой отрасли до февраля 2022 года работала на западные компании, поэтому их релокация за рубеж не может ни на что повлиять, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» член экспертного совета по цифровой экономике при Госдуме РФ, учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов.
Одной из главных тем российской экономики в 2022 году стал отъезд IT-специалистов.
Точные цифры неизвестны, но они, с одной стороны, существенны, а с другой — непросты для оценки. Процесс носит многогранный характер: часть этих людей до февраля трудилась на западные компании, часть выехала за рубеж вместе с российскими офисами, а часть поддалась сиюминутной панике и уже начала возвращаться.
В истории много специфичных моментов: начиная от востребованности конкретных категорий работников в российской экономике, заканчивая тем, что отъезд программистов из страны начался с распадом СССР в 1991 году и никогда не прекращался.
Ситуация похожа на хоккей
«Данный процесс для цифровой экономики оказался не сильно заметен, а сам отъезд IT-специалистов нельзя назвать массовым. Однако переток кадров действительно есть, а ситуацию необходимо сравнить с хоккеистами», — заключает член экспертного совета по цифровой экономике при Госдуме РФ Никита Куликов.
Эксперт имеет в виду систему драфта НХЛ, на которой клубы североамериканской хоккейной лиги выбирают российских хоккеистов, а потом, когда они доходят до определенного уровня игры в России, приглашают выступать к себе.
Процветание и мощь НХЛ базируются на том, что лига способна забрать к себе любого игрока мира, предоставив ему контракт и возможность работать в США и Канаде.
Данная система отношений сохранилась и после февраля 2022 года, причем НХЛ даже перенесла Кубок мира на 2025 год из-за нежелания играть турнир без российских игроков.
«Хоккеист взращивается в России, хорошо играет, а потом получает зарубежный контракт и уезжает. Схожая ситуация с IT-специалистами, у которых дела в 2022 году не сильно изменились: если им делали предложение иностранные компании, то они его принимали. Иногда с локацией в России, но даже в этом случае IT-специалист переставал работать на российскую экономику», — констатирует Куликов.
Многие работали на западные фирмы
До февраля 2022 года большое количество программистов жило в России и работало на западные фирмы: определенные преференции страна имела — все-таки это валютная прибыль, но в целом такие люди находились вне российской хозяйственной системы.
«В большинстве случаев после февральских событий при отъезде IT-специалистов из РФ происходила релокация сотрудников за рубеж, речь идет о российских гражданах, однако работали они на иностранные фирмы», — резюмирует Куликов.
Многие западные компании либо закрыли офисы в России и сделали предложения лучшим сотрудникам, либо переместили трудовые коллективы целиком. Аналогичный процесс произошел во многих российских фирмах.
Главными точками релокации стали Грузия, Турция, Сербия, Кипр и Таиланд.
«Сентябрьские события и частичная мобилизация не сильно повлияли на процесс: кто-то, вне сомнений, попал под эту волну, однако Минцифры и Правительство РФ давали отсрочки для IT-специалистов. Если грамотным образом заполнить документы и подать их через “Госуслуги”, то проблем не будет. Таким образом, нельзя сказать, что критическая масса программистов уехала из России», — заключает Куликов.
Большинство IT-специалистов, которые до выезда за рубеж работали на российские компании, либо переместились в западные офисы, либо начали работать удаленно. Наиболее масштабно этот процесс в 2022 году происходил в Yandex.
«Работники данной структуры продолжили за рубежом трудиться на компанию с российскими корнями. Нельзя сказать, что эти люди выдернуты из экономики России», — констатирует Куликов.
Проблему нужно оценивать системно
Главный вопрос связан с тем, какие выводы РФ может извлечь из этой истории.
Отъезд программистов из России идет уже 30 лет, нехватка кадров по ряду специальностей также носит хронический характер, а в 2022 году на данный процесс обратили внимание из-за единовременного выезда большого числа людей и информационной шумихи.
«Обсуждались разные варианты, а я затронул следующий вопрос: если IT-специалисты являются стратегическим кадровым резервом страны, то стоит рассмотреть для них возможность ограничений на выезд, как у сотрудников органов власти. Данная идея не была поднята на широкое обсуждение, но если мы хотим помешать отъезду кого-то страны, то это возможно только такими методами», — резюмирует Куликов.
Российские границы открыты и любой гражданин может свободно выехать, включая и работников цифровой сферы, которые не имеют ограничений.
«Пока получается так: человек обучается — в основном за государственный счет, тратит время, а потом принимает решение релоцироваться. Наверное, это не совсем корректно, учитывая небольшой объем IT-специалистов в России и по миру», — заключает Куликов.
Однако такие ограничения нужно принимать с умом. Правительству РФ нужно определиться с отраслями и компаниями, которые носят для страны стратегический характер, и ввести там для работников систему специальных обязательств.
Существуют же многолетние ограничения на выезд из страны у программистов, окончивших БГТУ «Военмех» и другие учебные заведения, связанные с ОПК. Современная ситуация диктует новые правила игры, поэтому такие меры возможны.
Поделиться: Дмитрий Сикорский
Источник:rueconomics.ru