Глава Европейского центробанка Кристин Лагард сказала о намерении постоянно повышать ключевую ставку и назвала эту практику «новой нормой». ФБА «Экономика сегодня» расскажет о трендах монетарной политики регуляторов и о том, как это отразится на жизни людей.
На прошлой неделе три крупных мировых регулятора синхронно повысили процентную ставку на 0,5 процентных пункта. На мнение Лагард о «новой норме» постоянного взвинчивания ставки ссылается издание Ouest-France. Конечная цель ЕЦБ — достижение уровня инфляции до 2,5 — 2%.
Особенность монетарной политики еврозоны в отличие от США заключается в быстрых темпах поднятия процентной ставки.
Все пошло не по плану
Еще в 2021 году Евросоюз намеревался обойтись без такой крайней меры, но 2022 год стал испытанием для мировых экономик. Рост цен на энергоносители вывел инфляцию на запредельный уровень в 11%.
Повышал процентную ставку и российский Центробанк, в марте показатель достигал 20,51%, затем ставка постепенно снижалась. Накануне о позиции по ключевой ставке шла речь на Охотном ряду. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил о прогнозе монетарной политики России на 2023 год, он предполагает снижение ключевой ставки до 7,25% в феврале. Парламентарий считает, что нисходящий тренд закрепится, и ставка впоследствии будет снижена до 6,5%. В центре внимания игроков рынка будет февральское заседание Центробанка России.
В том, что российский регулятор в следующем году будет радикально снижать ключевую ставку, усомнился ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников.
«Действующий прогноз профессиональных аналитиков составляет 7% с небольшим снижением на 0,5%. Выступая на этой неделе с лекцией в Финансовом университете, первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин, прокомментировал последнее решение по ключевой ставке. Он сказал, что пока ЦБ послал нейтральный сигнал», — сказал экономист.
Тактика Центробанка России будет находиться в между «держать» и «повышать», поэтому сейчас вести разговор о каком-то ярко выраженном тренде по ключевой ставке в России достаточно затруднительно. Собеседник издания считает, что пока не пройдет первый квартал следующего года, не будет понятно, как складывается вся композиция факторов проифляционного давления.
«Их достаточно много, сейчас идет резкое снижение экспорта и базовых показателей для валютного курса с дальнейшим возможным перелетом на внутренние цены, ослаблением и сокращением профицита счета текущих операций и внешней торговли. Затем до конца года Минфин добавит схемы расходов, которые были утверждены ранее, еще в начале года они были на уровне на 4,5 — 5 трлн больше изначальной бюджетной росписи. Было утверждено на этот год 29 трлн, а сейчас показатель составляет около 31 трлн», — добавил эксперт.
Экономики подстраиваются под экстремальные условия
В Минфине это объяснили тем, что расходы были частично перенесены со следующего года на год текущий. Так или иначе, дополнительные деньги, вливаемые в экономику могут дать дополнительный инфляционный эффект.
«Все будет зависеть от того, что будет происходить в мировой экономике. Возникнут ли локальные рецессии в крупных экономиках наподобие еврозоны и Соединенных Штатов. Также важно, что будет происходить в Китае, пока с ним тоже не совсем все понятно, есть высокий риск разрыва пузыря на рынке недвижимости», — добавил спикер.
По словам эксперта, негативный сценарий предполагает кризис. В этих условиях за счет сокращения внешнего спроса экономика России получит еще один дополнительный инфляционный фактор и основание для ЦБ, чтобы оставаться в рамках парадигмы «держать или повышать».
Европа догоняет США
Что касается Европейского центрального банка, то регулятор подзадержался с повышением ключевой ставки, отстав от Банка Англии и ФРС США достаточно основательно. Сейчас они нагоняют упущенное, сокращая этот разрыв.
«Если в Штатах ноябрьская инфляция ушла с 7,7 до 7,1%, тем не менее, уже начали повышение ключевой ставки европейцы, к ноябрю инфляция в еврозоне была на уровне 10,1%, предыдущий месяц показал 10,%, идет понижающий тренд. И чтобы поддержать и усилить его, они принимают такие меры. Лагард высказывалась и раньше о том, что они будут постоянно повышать ключевую, депозитную ставку, и ставку по маржинальным кредитам до тех пор, пока они не увидят четких перспектив приближения инфляции к двухпроцентному таргету», — сказал эксперт.
По мнению аналитика, весь вопрос не в том, будут ли регуляторы повышать ставку в дальнейшем. Ответ очевиден. Вся соль именно в шаге повышения. Он синхронизирован между Банком Англии, ФРС США и ЕЦБ. На прошлой неделе все три регулятора повысили ставку на 0,5 процентных пункта. Пока наиболее вероятный прогноз базируется на шаге 0,5 п.п., вероятно, что это и есть тренд мировой монетарной политики на ближайшее время, считает экономист.
Поделиться: Раиса Малиновская
Источник:rueconomics.ru