Лидеры РФ и КНР обсудили на видеоконференции нефтегазовое сотрудничество. Амбиции Москвы по данному направлению известны, однако пока здесь рано говорить о прорывах, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Александр Перов.
Путин и Си обсудили нефтегазовые вопросы
Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин провели сегодня, 30 декабря 2022 года, видеоконференцию, на которой затронули нефтегазовые вопросы, значение которых в двусторонних отношениях стран постоянно растет.
Российский лидер отметил, что «Газпром» поставил потребителям КНР за 11 месяцев 2022 года 13,8 млрд кубометров голубого топлива по газопроводу «Сила Сибири», одновременно Москва стала одним из лидеров на китайском нефтяном рынке.
В ноябре, как сообщает информационное агентство Reuters, Россия опередила Саудовскую Аравию по объемам поставок нефти в Китай.
Москва также является вторым после Туркмении поставщиком трубопроводного газа в КНР и занимает четвертое место по объему экспортированного СПГ.
«Никаких неожиданностей в сделанных сегодня заявлениях нет. Увеличение поставок российского газа в Китай является запланированной и ожидаемой вещью после запуска «Силы Сибири. По нефти также нет ничего удивительного – Россия и Саудовская Аравия попеременно сменяют друг друга в лидерстве на китайском рынке, здесь скорее сыграли роль российские скидки», — заключает энергоэксперт Александр Перов.
Китай увеличил поставки нефти из РФ после того, как Москва попала в трудное положение.
«Здесь нужно смотреть не на физические объемы экспорта, а на то, сколько российские компании получили денег от поставок в Китай. Особенно хвалиться нам пока нечем, есть также вопросы по дальнейшему увеличению продаж отечественного сырья на китайском рынке», — резюмирует Перов.
РФ планирует увеличить объемы экспорта в Китай
Очевидно, что Москва бы хотела усилить позиции на китайском рынке: во-первых, перенаправить туда дополнительные объемы нефти и нефтепродуктов, которые раньше российские компании поставляли в Европу. Во-вторых, получить согласие Китая на строительство «Силы Сибири – 2» через Монголию с восточносибирских месторождений, с которых сегодня осуществляются поставки в страны ЕС.
В-третьих, добиться участия Китая в российских арктических проектах, которым сегодня необходимы инвестиции и технологии.
Однако СМИ не сообщают о прорывах по вопросу «Силы Сибири – 2», несмотря на то, что Москва лоббирует этот проект более десяти лет. Сейчас его востребованность для России значительно увеличилась, но пока китайцы не подписали с нами соглашения.
«Если бы здесь был прорыв, то в СМИ были бы громогласные заявления. Анализ базируется на косвенных данных, но они намекают нам то, что проталкивание “Силы Сибири – 2” тормозится китайской стороной», — констатирует Перов.
Китай либо пытается получить от РФ максимально выгодные условия, либо скептически относится к проекту. Если «Сила Сибири – 2» будет построена, то Москва сможет к 2035 году увеличить экспорт газа в Китай до 100 млрд кубометров.
В таком случае речь пойдет об очень больших объемах, в том числе и в масштабах китайской экономики. Пекин придерживается принципа «не класть все яйца в одну корзину», вследствие чего думает по поводу дальнейшего роста импорта российского газа.
Могут смущать Пекин и события 2022 года, включающие разрыв газовых отношений РФ и ЕС.
У российских нефти и газа есть перспективы в Китае
Главный вопрос заключается в объемах потребления энергоресурсов в КНР: если китайцы будут больше потреблять нефть и газ, то российское сырье найдет в Поднебесной спрос, если будет негативная динамика, то тогда прогноз делать сложно.
«Китай сделал полтора года назад ставку на производство газа и не сделал планов по потреблению голубого топлива. РФ может помочь сомнительность китайских проектов: ставка на сланцевый газ и увеличение потребления СПГ, который китайцы считают более надежной вещью из-за того, что по нему нет привязки к ограниченному кругу поставщиков как в случае с трубопроводным сырьем», — резюмирует Перов.
Планы на Китай, которые «Газпром» делал до событий 2022 года, были реальными.
«В них не было фантазий, в расчетах “Газпрома” имелись основания. Перспективы расширения присутствия РФ на нефтяном и газовом рынках КНР существуют, но уходящий год усложнил работу по данному направлению», — заключает Перов.
В дело вмешались вторичные санкции США, причем западное лобби сегодня постоянно говорит, что Россия перестала быть надежным поставщиком.
Российско-китайский диалог продолжится: в 2023 году Си Цзиньпин может совершить официальный визит в Москву, возможно в рамках него что-то прояснится.
Поделиться: Дмитрий Сикорский
Источник:rueconomics.ru