Санкции против России нанесли много вреда дружественным ей странам, а также самим представителям государств, которые ввели данные ограничения. Однако экономика РФ выдержала санкционный удар, и на это у нее были три причины, отметил депутат петербургского ЗакСа Дмитрий Панов.
Феномен устойчивости России перед масштабными санкциями удивляет и повергает в шок иностранных обозревателей и политиков. Вместо падения ВВП на 20% — всего 2,5%, вместо доллара по 200 рублей — комфортный для бюджета курс около 70 единиц за доллар, вместо дефицита и голода — продовольственная безопасность и импортозамещение.
Три причины, которые позволили России добиться столь впечатляющих результатов, в эфире Медиагруппы «Патриот» озвучил депутат, председатель профильной комиссии по инвестициям Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов.
Причина первая: «Мы были готовы»
По мнению депутата, серьезную роль в подготовке к возможным санкциям сыграла пандемия коронавируса 2020–2021 годов. Тогда из-за тотальных локдаунов разорвались логистические цепочки, и государству пришлось стабилизировать экономику своими силами: налаживать связи внутри страны, оказывать поддержку бизнесу и перенастраивать его работу.
«Мне очень понравилась фраза, которую я услышал у одного из значимых предпринимателей нашего города, который руководит большой ресторанной группой: “Когда начались события февраля, мы были абсолютно готовы, потому что период пандемии стал периодом адаптации к новым экономическим условиям”», — рассказал Панов.
В результате, несмотря на сложности, которые до сих пор возникают, бизнес в России устоял и начал развиваться на внутреннем направлении, и это позволило сохранить рабочие места, налоговые отчисления и в конечном итоге саму экономику.
Причина вторая: новая команда управленцев
Период пандемии отметился также приходом новой команды управленцев в Правительство РФ — прежде всего премьер-министра Михаила Мишустина, который до этого занимал пост в Налоговой службе. «Пандемийный» опыт поддержки экономики полностью реализовался в реакции органов власти на вызовы, которые поставили перед ней санкции, считает Панов.
«Очень быстро новые эксперты, новые представители правительства нашей страны адаптировались к условиям, в которых страна находилась в период пандемии, и накопленный опыт был транслирован и на другие периоды — как раз после начала спецоперации», — отметил депутат.
После объявления санкций «пандемийные» меры поддержки начали вводиться практически моментально, при этом власти не «скатились» к бездумной раздаче денег, что спровоцировало бы инфляционный шторм.
Причина третья: грамотная политика Центробанка
Санкции стали ударом по работе Банка России, поскольку заморозили существенную часть резервов страны. Главе ЦБ Эльвире Набиуллиной даже пришлось записать видеообращение к сотрудникам Центробанка с просьбой оставить конфликты и вместе работать для стабилизации ситуации. Это принесло свои плоды, в том числе эффективными оказались и непопулярные меры.
«Сначала был остановлен “бэнк ран” (банковская паника, ситуация, когда большое количество клиентов банка одновременно забирают средства. — Прим. ред.), когда был эмоциональный вброс и все побежали снимать вклады. Политика по увеличению ставки, в том числе по вкладам, конечно, позволила многих сдержать», — считает Панов.
После введения санкций Центробанк пошел на крайне непопулярные меры: повысил ключевую ставку сразу до 20%, остановил биржевые торги и запретил вывод валюты из России. Это предотвратило разгорающуюся панику и позволило пережить без потерь самый острый момент перестройки экономики. Затем, когда пик угроз прошел, ЦБ начал вводить послабления, в том числе опустил ставку до 7,5% — меньше, чем в начале года, до введения санкций.
Депутат Дмитрий Панов также обратил внимание, что указанными мерами причины устойчивости российской экономики не исчерпываются: он отметил, что Россия занималась своей продовольственной безопасностью с 2014 года. Именно поэтому санкционная война в итоге развернулась совсем не по тому сценарию, на который рассчитывал Запад.
Поделиться: Александра Ланина
Источник:rueconomics.ru